Дача-ча
Назад

Панорама ландшафта

Опубликовано: 06.04.2010
Время на чтение: 3 мин
0
431

Панорама ландшафта — это часть пространства в системе ландшафта, в которой все компоненты и элементы расположены согласно практическим и эстетическим требованиям, предъявляемым к данному садовому оформлению. Ее основная цель: создать комфортные условия и показать с самой лучшей стороны характерные черты ландшафта. Панорама рассчитана на восприятие или сразу в полном объеме, или фрагмент за фрагментом по мере продвижения. Под фрагментом панорамы понимается ее участок, обработанный как отдельная картина.

Панорамы, в отличие от живописных картин, объемны и занимают на территории данного ландшафта своеобразное пространство, образуя систему «зеленых зал» различной конструкции и различного назначения. Таким образом, панораму надо всегда представлять не в плоскости, а как ансамбль «зеленых объемных воздушных зал», образующих определенный ландшафт. В зависимости от характера ландшафта и поставленных перед проектировщиком практических задач в определенном ландшафте может быть одна или несколько панорам, образно характеризующих садово-парковый ландшафт.

Виста — международный термин в ландшафтной архитектуре, в переводе с итальянского означает вид. Это узкая перспектива, направлен ная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта — фокуса перспективы. Виста включает следующие связанные между собой части: точку обзора, обрамление, средний план и завершение перспективы — объект обозрения, или фокус. Точка обзора — место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Оно должно быть комфортабельно и композиционно отличимо от других частей панорамы.

Обрамление. Для достижения единства и целостности панорамы виста прежде всего должна быть изолирована от других компонентов ландшафта. В живописи это достигается рамой картины, в скульптуре пьедесталом, в садово-парковом строительстве — созданием необходимого обрамления из нейтральных элементов. Это обрамление устанавливает пределы площади, фиксирует ее центр и сосредоточивает внимание на внутренней целостности композиции. Висты могут быть обрамлены с боков, снизу и сверху.

Полное обрамление сильнее концентрирует внимание па главной части композиции. Там, где обрамление оказывается невозможным или нежелательным, изолированность и цельность композиции может быть достигнута лишь сосредоточением внимания на каком-либо выдающемся предмете или на особой согласованности отдельных элементов ландшафта. Это могут быть, например; особо выдающиеся по красоте, оригинальности и древности экземпляр дерева, красивая масса цветущих растений, тщательно разработанный цветник или парковое сооружение. Человеческий глаз так устроен, что воспринимает наилучшим образом только те предметы, которые расположены в пределах так называемого угла зрения, который для нормального глаза составляет примерно 28°. Если выразить это отношением ширины картины к расстоянию от картины до зрителя, то оно окажется равным 1:2.

Следовательно, композиция по возможности должна укладываться в пределы этого угла. В этом случае для обозрения нет необходимости поворачивать голову или глаза и наблюдатель может любоваться пейзажем, не меняя положения тела. Средний план висты организуется из растений или предметов легких форм или предметов нейтральной окраски. Растения среднего плана часто располагаются кулисами, подобно театральным (для улучшения перспективы и придания пространству воздушности).

Задача среднего плана, как и обрамления, — помогать восприятию завершающего висту зрительного объекта. Завершающий висту объект обозрения (или зрительный фокус) является главной деталью в открывающейся перспективе. Зрительным фокусом пейзажа могут быть далекие горы, изгибы реки, выдающиеся архитектурные сооружения, павильоны, статуи, отдельные выделяющиеся по форме и цвету деревья, цветочное пятно или другие выделяющиеся в пейзаже предметы. В некоторых случаях зрительным фокусом может быть ярко освещенное пространство или вид.

Зрительному фокусу должно предшествовать открытое обрамленное пространство — просвет, уменьшающийся в перспективе по направлению к фокусу. Граничные линии обрамления, сходясь в зрительном фокусе, вызывают возрастающий интерес к предмету, составляющему фокус данной висты. Для того чтобы глаз не сразу притягивался к фокусу, в обрамление иногда вкрапливают предметы, имеющие меньшую значимость, чем фокус, но представляющие для наблюдателя некоторый интерес. Такие вкрапления в линиях обрамлений являются как бы вехами, проходя по которым, взгляд доходит до кульминационного пункта висты — фокуса.

Архитектурно-планировочный, или ландшафтный, район. В крупных парках, на обширных территориях которых размещается несколько ландшафтов, ландшафты, близкие по санитарно-гигиеническим свойствам и эстетическому воздействию, получают единое целевое назначение и связываются дорожно-тропиночной сетью в единый архитектурно-планировочный комплекс. В практике проектирования зеленых объектов такое объединение получило название архитектурно-планировочного, или ландшафтного, района.

Примерами такого объединения ландшафтов парка в ландшафтные районы могут быть Государственный заповедник-дендропарк «Софиевка» конца XVIII в. в г. Умани, парк Павловского дворца под Ленинградом, парк «Тростянец» в Черниговской обл. Эти примеры показывают, что в лучших произведениях садово-паркового зодчества ряд ландшафтов, сходных но художественному облику и эмоциональному воздействию, можно объединить в районы, которые выделяются планировкой парка. От такого объединения значительно усиливается художественное впечатление, которое производят как отдельные ландшафты, так и весь парк в целом. Таким образом, общее пространство садов или парка включает следующие комплексные единицы:

  1. ландшафтно-планировочный район, объединяющий несколько садово-парковых ландшафтов, сходных в целевом и эстетическом отношениях;

  2. садово-парковый ландшафт ограниченной территории, характеризующийся определенным набором элементов и компонентов и отличающийся от других ландшафтов парка или сада своими функциями и художественным обликом;

  3. панорама — художественно организованное пространство внутри определенного ландшафта, наиболее полно отражающее свойства и характер данного ландшафта;

  4. виста — организованная перспектива на выдающийся предмет или явление;

  5. фрагмент — пространственно организованная парковая картина.

«Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре», Л.И.Рубцов

Поделиться
Похожие записи