Дача-ча
Назад

Регулярный ландшафт

Опубликовано: 17.05.2010
Время на чтение: 1 минута
0
150

Садово-парковое искусство зародилось на юге, в странах с жарким, сухим климатом, палящим солнцем и скудной древесной растительностью. В этих условиях создание прохладного тенистого места для отдыха на свежем воздухе является для каждого жилища совершенно необходимым. В субтропических и тропических странах архитектору при устройстве дома приходится обязательно предусматривать и место отдыха вне дома — внутренний придомовый сад. Такие садики-дворы встречаются уже на старинных изображениях и памятниках древнеегипетской культуры, а в настоящее время характерны для многих южно-европейских стран: Италии, Португалии, Франции и Испании. Эти сады-дворики (Patio) составляют органическую часть дома и в сущности являются добавочной жилой комнатой на открытом воздухе. Вполне естественно, что пространство такого сада и дом обычно планируются одним и тем же архитектором и на основании тех же архитектурных приемов, которые применяются при устройстве зданий и внутренней отделки комнат.

Поэтому планировка его строго геометрична, а растения представлены большей частью в стриженых формах, близких к геометрическим формам обычного строительного материала. Жесткость горного рельефа большинства этих стран вызывала при устройстве таких строго геометрических садов необходимость создания целого ряда дополнительных архитектурных сооружений: террас, опорных стенок, баллюстрад, лестниц, а южное солнце и сухой климат заставляли создавать такие садовые сооружения, как перголы, беседки, трельяжи, колоннады, обеспечивающие тень и прохладу. Все эти сооружения увеличивали насыщенность сада чисто архитектурными элементами и вместе со строго геометрической планировкой и богатством всевозможной скульптуры, часто доставшейся по наследству от древних римлян и греков, придавали ландшафту сада особый, ярко выраженный архитектурный облик. Поэтому в дальнейшем садово-парковые ландшафты этого типа мы условно определяем как регулярные. Регулярный ландшафт получил наиболее широкое распространение в садах и парках Италии.

Сады Италии оказали сильное влияние на композицию ландшафта парков более северных стран. Это влияние особенно чувствовалось в эпоху Возрождения. Архитекторы XVI в. ревностно изучали сады древнеримских вилл. Хотя к этому времени за прошедшие восемь веков большинство вилл и садов исчезло, но все же по старым древнеримским сочинениям, по сохранившимся очертаниям можно было восстановить первоначальную планировку сада, что значительно облегчало их изучение. Господствовавший в итальянских садах и парках XVI—XVII вв. регулярный тип ландшафта в дальнейшем распространился по всей Европе. Особенно широкое развитие он получил во Франции. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия Франции вызвали к жизни новые приемы планировки парков и создали своеобразную школу парковой архитектуры. Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами заменяется здесь устройством плоских широких террас, а бьющая и падающая вода — спокойной водной гладью.

Наивысшее художественное выражение архитектурный ландшафт получил в Версальском парке. Версальский парк является образцом точного геометрического разделения площади. Все здесь обработано и рассчитано с математической точностью, все имеет строгие геометрические формы: ровные, строго очерченные газонные и водные поверхности, геометрические массы стриженых лип, грабов, тисов и самшита, замкнутые стены лесных массивов. Массы деревьев и низких ровных плоскостей, газона, водных бассейнов и цветников точно распределены по обе стороны главной оси. Все это создает впечатление грандиозного продолжения Версальского дворца на открытом воздухе. Переживая периоды расцвета и упадка, регулярный тип ландшафта со всевозможными изменениями и дополнениями как прием садоустройства сохранился и применяется до нашего времени. Регулярный тип ландшафта господствует в парках Петродворца, составляет главную часть парка в Архангельском под Москвой, занимает большую часть территории Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького в Москве и представлен почти во всех парках культуры и отдыха нашей страны.

Ценность этого выработанного тысячелетиями приема садоустройства заключается в том, что благодаря четкости и ясности геометрического членения всего пространства внутри этого ландшафта создаются наиболее благоприятные условия для одновременного пребывания в нем больших масс посетителей. Поэтому регулярный ландшафт оказывается наиболее уместным в центральных частях сада и парка, насыщенных парковыми архитектурными сооружениями, а в городах — на площадях и скверах, пересекающихся большими потоками людей.

«Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре», Л.И.Рубцов 

Поделиться
Похожие записи